В 1884 г. Л. H. Крылов с отличием окончил Морское училище
А. И. Крылов среди воспитанников Морского училища на корвете «Гиляк»
А. Н. Крылов воспитанник Морского училища, 1878 г.
A. Н. Крылов в возрасте десяти лет, 1873 г.
И. А. Крылов и С. В. Крылова, 1867 г.
Слева направо: Д. Л. Кирмалова,
Софья Викторовна Крылова с сыном Алешей, 1864 г.
Алатырь, Троицкая улица (ныне улица Н. Щорса). На этом месте находился дом Крыловых
Иллюстрации книги
В последние годы вопрос о Северном пути, о желательности продлить на]вигацию в Петербурге, а также и стремление к научному исследованию поляр]ных областей заставило адмирала обратить свой талант на специальный вопрос о ледоколах. Плодом этих трудов адмирала явился знаменитый «Ермак», столь им любимый, который во всех своих деталях носит проявления оригинально ти и изобретательности своего создателя.
Командуя «Витязем» в кругосветном плавании, Степан Осипович не только произвел тот ряд гидрологических исследований, которые занимают огромный том ««Витязь» и «Тихий океан»», но произвел и ряд испытаний своего кораб]ля, внесших ценный вклад в науку о корабле, не говоря уже о ряде ориги]нальных усовершенствований, им введенных.
Через семь лет после этой статьи случилась знаменитая катастрофа с бро]неносцем «Виктория». Степан Осипович подробно ее исследовал, для чего по]строил особую модель, приспособленную для исследований влияний поврежде]ний на корабль. Опытами над этой моделью Степан Осипович подтверждал справедливость многих из своих соображений, которые потом составили целую книжку, посвященную разбору боевых качеств корабля.
Свои соображения и труды Степан Осипович облекал не только в строгую форму научного трактата, но прибегал и к легкой форме рассказа о фантасти]ческой войне Синей и Белой республик, причем легкость формы и изложения не вредили глубине мысли и верности суждений. Рассказ этот напечатан в фев]ральской и мартовской книжках «Морского сборника» за 1886 г. под заглави]ем «В защиту старых броненосцев и новых усовершенствований», без подписи автора. Здесь адмирал особенно восстает против диаметральной переборки, иду]щей по середине котельных отделений корабля и не имеющей двери, рисуя по]разительную картину гибели броненосца в бою.
Практический ум и наблюдательность адмирала показали ему ряд недостат]ков, которые можно было сделать явными и устранить лишь при помощи не]посредственного испытания переборок наливом воды в отделения. Адмирал настаивал на этой мере, и она была узаконена, и после того прочность и водо]непроницаемость переборок на наших судах стала испытанной и обеспеченной.
Затем Степан Осипович занялся разработкою вопроса о надлежащем уст]ройстве и пользовании водоотливными средствами корабля и установил прин]ципы устройства водоотливной системы, которые и были применены на многих судах. Само собою разумеется, что водоотливная система бессильна в борьбе с течью пробоины, и наряду с водоотливными средствами надо было позабо]титься о подразделении трюма и водонепроницаемых переборках.
Влияние Андрея Александровича не могло не отразиться на молодом гарде]марине и мичмане, и мы видим, что с первых же лет своей службы Степан Осипович стал уделять свой досуг и дело вопросам кораблестроения и разбору качеств корабля. Его труды относятся главным образом к боевым качествам корабля, в числе которых он на первый план ставил непотопляемость корабля при повреждениях. Одним из первых предложений Степана Осиповича явился изобретенный им рейковый пластырь для закрытия пробоин.
Степан Осипович в юных своих годах прошел школу морской службы не на классной скамейке, а на палубе корабля в Тихом океане, в эскадре знаме]нитого учителя флота адмирала Андрея Александровича Попова, который уже тогда оценил талант своего юного подчиненного.
В этих немногих словах я коснусь той стороны разнообразной и плодотвор]ной деятельности Степана Осиповича, которая мне более знакома, именно того, что Степан Осипович сделал в вопросах кораблестроения.
Памяти Степана Осиповича Макарова*
Памяти Степана Осиповича Макарова*
Комментариев нет:
Отправить комментарий